Иван Алексеевич Бунин

Иван Бунин по праву зовется одним из лучших поэтов и прозаиков России девятнадцатого-двадцатого веков, по праву является первым лауреатом Нобелевской премии среди наших соотечественников-литераторов. «Выньте Бунина из русской литературы – и она потускнеет, лишится радужного блеска…» — так отзывался о нём Максим Горький, и трудно поспорить с этим. Действительно, есть нечто необъяснимое, почти колдовское в его стихах и прозе – заставляющее скользить взглядом по тексту, не отрываясь до самого конца, заставляющее сопереживать героями и надеяться на радостный финал. Иван Алексеевич за свою жизнь написал множество рассказов – о любви и ненависти, о бедности и богатстве. С первого взгляда они очень разные, но достаточно лишь едва приглядеться, чтобы отыскать и родственные всем им черты: лаконичность, при этом красочность и ясность прорисовки образов, атмосферность, позволяющая с головой нырнуть в описания, как в реку, и очнуться только коснувшись разумом последнего слова, а также едва уловимая нотка трагизма, проглядывающая сквозь строки; нотка, что словно отражает неизбежность чего-либо в судьбе человека. Что это будет – ранняя гибель, существование в нищете и одиночестве, потеря единственной любви? Каждому уготована своя дорога, заранее знать о которой просто не дано. «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» — говорил Бунин и печальную философию невозможности абсолютного чувства довольства всем и вся многократно доказывал в своих произведениях. «Легкое дыхание», написанное в 1916 году и признанное одной из истинных  жемчужин его прозы, не является исключением.

Что такое «легкое дыхание»?

Вот уже почти сотню лет читатели по всему миру восхищаются этой трогательной историей и ищут ответ на вопрос – что же такое «легкое дыхание», про которое главная героиня Оля Мещерская столь восхищенно рассказывает подруге. Возможно, для каждого вывод окажется своим, но, по-моему,  легкое дыхание – это талант жить. Жить беззаботно, весело, мечтая, наслаждаясь всем увиденным вокруг, умея ловить солнечные искорки даже в пустячных событиях, сознавать собственную красоту и ощущать её как часть прекрасного мира. Этому невозможно научиться, это должно быть заключено в самой душе. Пятнадцатилетняя Оля существует ничего не боясь, ни о чем не тревожась;  всё ей любопытно и интересно, всё хочется попробовать, всё испытать. Да, в «легком дыхании» таится особая прелесть, отрицать это было бы глупо и бессмысленно. Оно кажется притягательным, пленительным – как и его изящная, нарядная, грациозная обладательница. Но в то же время оно губительно, оно опасно. Бытие представляется Мещерской забавной игрой, где за каждым поворотом – новая сказка, а ничего страшного и ужасающего просто нет. И легкомысленное отношение к происходящему становится её трагедией. Читая старинную отцовскую книгу, где сказано о том, какой должна быть женская красота, девушка радуется: всё перечисленное у неё есть! Что же ещё нужно для счастья? Она наивно уверена: впереди долгая жизнь, полная впечатлений, чудес и открытий. Только вот судьба распоряжается иначе. Одним выстрелом обрывается жизнь Ольги. Все несчастья, все  несправедливости – именно от её «легкого дыхания», желания познавать всё и сразу, неспособности иной раз остановиться и хоть на минуту задуматься о последствиях.

Сюжет

Собственно, на трагедию настраивает уже самое начало рассказа: изображение пустынного кладбища в серый апрельский день, тяжелого креста и портрета на нем юной гимназистки. Повествование с первой же строки строится на контрастах. Нелегко понять: как же так вышло, что эта милая девочка с «поразительно живыми глазами» очутилась в небесном краю. Сознание читателя не желает принимать такое противоречие. Описание детства и последних лет Оли дано лишь обрывками, но и этого достаточно, дабы в полной мере прочувствовать её непосредственность и очарование. «Она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», — любовно рисует нам её Бунин. – «Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней…» — симпатии автора к героине кажутся слишком очевидными. Тем более шокирующим становится дерзкое заявление Мещерской директрисе, что «она женщина». Невольно начинаешь теряться: только-только Оля представлялась тебе едва ли не совершенством девушки, естественной, жизнелюбивой, как открывается другая, неожиданная сторона её натуры: отсутствие какой бы то ни было нравственной опоры, в соединении с которой её внешняя красота могла бы стать вовсе неотразимой, но теперь угасающая в глазах стороннего наблюдателя. Эпизод, в котором девушка восторженно пересказывает отрывок из книги отца, лишь подчеркивает её духовную пустоту: всё перечисленное – «кипящие смолой глаза, черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец» — олицетворяют прелесть внешнюю. Ни слова ни сказано о том, что же делает человека красивым внутри. Доброта, отзывчивость, сочувствие к ближнему, милосердие словно бы обесцениваются. Мещерской важна во всём лишь оболочка. Едва завидев нечто привлекающее её, прекрасное или попросту манящее своей неизвестностью, она парит к нему, не раздумывая, как мотылек на свет. Она жаждет необыкновенной участи, считая себя достойной. Чувства же других при этом не волнуют: не мучается Оля от того, что из-за её ветрености «гимназист Шеншин покушался на самоубийство», о том, что «полной, высокой Субботиной» может быть и неприятно слушать рассказы о той красоте, которой она не располагает или о том, как была она жестока, несмотря ни на что, в обращении с казачьим офицером в лживых издевательских обещаниях выйти за него. В поступках Оли нет ни осмысленного порока, ни чувства мести, ни боли раскаяния, ни твердости решений. Героиня просто живёт… живёт своим «легким дыханием», вытесняющим из души какие бы то ни было моральные достоинства. И это полное ощущение жизни и стало губительным. Она хотела во всем дойти до предела, до глубины, до сокровенной сути, не считаясь с мнением окружающих. Привыкла дразнить их, играть их чувствами – и поплатилась за это. Однако полностью всё же не растворилась в небытие, не пропала бесследно. Автор оставляет миру её дыхание – возможность когда-нибудь в далеком будущем обрести его какой-нибудь доброй милой девочке, что сможет воплотить этот неиспользованный шанс: соединить в себе прелесть красоты нравственной и внешней. Ведь не может пропасть с земли тяга к лучшей жизни, к счастью. А она у Оли Мещерской была. Но…  «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре». И ничего уже нельзя поделать.

Читайте также:  О чем я говорю, когда говорю о беге

Вывод

Рассказ «Легкое дыхание» — маленькая зарисовка целой жизни на нескольких шелестящих страничках, необыкновенно сильная, проникновенная, пронзающая. Это настоящая песнь о мечтаниях, о противоречивой людской сущности. О легком дыхании, что в своей неудержимости сильно, как морская стихия, и при этом такое слабое, неспособное противостоять малейшей беде, неспособное возместить живостью, непосредственностью и грацией разумность. Произведение заставляет задуматься о недолговечности жизни, подчеркивая её ценность. Пожалуй, данный рассказ всегда будет вызывать в сердцах читателей целую толику чувств, а облик Оли Мещерской  вызывать массу различных мнений: начиная от того, что её погубило окружение, и заканчивая тем, что она отчасти и сама виновна в случившемся. Трудно остаться равнодушной к главной героине – она околдовывает своей шаловливостью, девичьим задором, необыкновенной женственностью . Но, что ни говоря, а нельзя относиться к жизни настолько легко, как то делала она. Иначе чарующее легкое дыхание превращается в буйный ветер, рушащий всё на своём пути без оглядки. В том числе, и себя.

Книга «Легкое дыхание» Иван Бунин - купить на OZON.ruКнига «Легкое дыхание» Иван Бунин — купить на OZON.ru
comments powered by HyperComments