С начала сексуальной революции в мире прошло чуть более полувека. Сегодня уже никого не удивишь откровенной сценой сексуального характера на киноэкране, разве что закоренелых ханжей и моралистов. Но вот парадокс: планка допустимого уже настолько понизилась, что порой невозможно отличить произведение киноискусства от собственно обычного порнографического видео. Статья эта создана вовсе не для того, чтобы доказать претензию последнего на право считаться частью кинематографа, а тем более искусства. Нет. Здесь стоит вспомнить Каннский кинофестиваль 2015 года, в программу которого будто по ошибке попала драма Гаспара Ноэ «Любовь». Давно прославившийся скандальными фильмами француз, пусть и принятыми киносообществом, на этот раз решил довести свою публику до очередного морального шока, перепрыгнув самого Триера с его «Нимфоманкой». И ему это удалось.

Гаспара Ноэ «Любовь»

Любовь… Это слово, пожалуй, вызывает одни только романтические впечатления. Спешу разочаровать тех, кто кинокартину не смотрел – это фильм далеко не о прогулках под ночным звездным небом, цветах и отчаянных поступках ради любимых. Напротив, фильм просто кишит сценами порнографического характера без единой капли цензуры. Остается лишь задаваться вопросом, как «такое» могли показать в самих Каннах, или попытаться разобраться в этом.

Гаспара Ноэ "Любовь"
Кадр из фильма Гаспара Ноэ «Любовь»

Сюжет «Любовь» Гаспара Ноэ

Главный герой просыпается в постели с нелюбимой женой. Мерфи (так его зовут) – типичный пример мужчины-неудачника, женившегося, как говорится в народе, «по залету» и возненавидевшего из-за этого целый мир. Звонок от матери бывшей девушки возвращает его в прошлое – бурное прошлое кипящих чувств, страстей, пороков, и при этом всем, самое счастливое прошлое, которое уже никогда не станет настоящим. Именно поэтому почти все время картины занято флешбеками – его воспоминаниями ушедшей навсегда идиллии. Как вы уже догадались, под идиллией здесь и понимаются те самые сцены непрерывного секса, которые движутся по нарастающей по шкале пошлости и низости. Детальная съемка не позволяет даже помыслить о том, что половые акты в фильме могли быть имитированы или дублированы.

Несмотря на бесчисленные постельные сцены, эстетического наслаждения режиссер своего зрителя как всегда не лишает. «Любовь» – яркий пример типичного стиля Ноэ: построенные будто специально для одержимого перфекциониста кадры с помещением героя в центр композиции; буйная игра красного цвета и светотени, своей символикой настраивающие зрителя на раскрытие тех самых противоположных чувств любви, страсти и ненависти. Его киноприемы бессознательно погружают в бездну отчаяния и одиночества героя, его жизни в прошлом, чувства бесповоротной потери чего-то действительно важного. И чем дальше пытаешься проникнуть вглубь смысла сюжета, скрытого за пошлой картинкой, тем лучше осознаешь всю реальность показанного на экране. Слово «реальность» здесь тоже неспроста. Именно этот фильм можно назвать реальностью, такой, какая она есть. Гаспар Ноэ будто кричит нам: «Такова жизнь!» –  взывая открыть глаза на то, что ЕСТЬ, но на что принято закрывать глаза. Он против лицемерия, фальши, безразличия и мнимого приличия.

Читайте также:  Удивительная нотная грамота

«Любовь» — это не порнография по той простой причине, что это фильм не о сексе. Секс – это средство, художественный образ, лишь один способный передать ту гамму чувств настоящей любви, что случается между двумя неопытными и незнающими границ молодыми людьми. Кто-то смотрит слишком поверхностно, видя лишь секс, кто-то смотрит слишком глубоко в надежде найти философские смыслы и не находит их. Режиссер же говорит со зрителем прямо, заявляя идею в самом названии фильма. Это драма о любви, о ее природе. Любовь – это счастье и страдание, блаженство и мука, покой и вечная борьба, обретение себя в любимом человеке и одновременно самоубийственная потеря, дар и жертва. Все эти грани любви проходит герой кинокартины Гаспара Ноэ на протяжении фильма, и все эти грани Гаспару Ноэ с присущим ему мастерством эстета и реалиста удалось воплотить в кино.

Трейлер к фильму Гаспара Ноэ «Любовь»

Вывод

Фильм «Любовь» Гаспара Ноэ может быть назван первым фильмом в истории, снятым о настоящей любви. Сегодня существуют тысячи фильмов, возвеличивающих высокую, одухотворенную любовь. Еще больше отснято видеоматериалов плотской любви, которыми заполонена всемирная паутина. Режиссер кинокартины смог объединить эти неразрывно существующие части человеческой жизни: показать любовь, наполненную сексом, и секс по любви. Более того, он смог использовать «это» как способ отразить более глубокие личностные, обыденные проблемы, актуальные для многих. И пусть грань недопустимо пошлого и безнравственного все еще слишком расплывчата, чтобы большинство зрителей преодолели барьер предрассудков и посмотрели на «Любовь» как на нечто действительно стоящее, принятие ее в мире кино не может не пролить свет на художественную ценность фильма.

 

comments powered by HyperComments